Кинематограф США // Нетерпимость (фильм) - Художественные особенности

28 февраля 2011


Оглавление:
1. Нетерпимость (фильм)
2. Художественные особенности
3. Влияния на фильм
4. Работа над фильмом
5. Прокат фильма
6. Влияние на культуру
7. В ролях
8. Съёмочная группа



Хэппи-энд

Традиционный финал хэппи-энд, перекочевавший затем из американского кинематографа во все прочие, начался именно с фильмов Гриффита. Первоначально его даже назвали «счастливое гриффитовское спасение в последний момент». До Гриффита хорошим тоном считалось снимать не просто драмы, а именно трагедии. Главный герой должен был непременно погибнуть в финале, зрители шли в кино, заранее этого ожидая, как сейчас многие ждут традиционный хэппи-энд.
Фильм «Нетерпимость» стал одним из первых фильмов, где сюжетная линия завершается счастливо. Это новаторское для того времени художественное решение усилило фильм, позволило донести до зрителя миссионерский замысел режиссера и сделало фильм классикой мирового кинематографа.

Структура фильма

Жорж Садуль о структуре фильма:

В начале «Нетерпимости» эти четыре истории действительно звучат почти эпически, так как между «главами», еще четко отделенными одна от другой, сохраняется относительное равновесие. Но, начиная с середины, темп действия ускоряется, ритм становится более прерывистым и все эпизоды, все эпохи словно сливаются воедино — в преследование, подчиняясь излюбленному приему Гриффита — «спасения в последнюю минуту».

Всеволод Пудовкин отметил выразительность крупных планов; глубокое понимание роли детали; умелое использование композиции кадра для подчеркивания психологического состояния героев; грандиозную масштабность постановки; разнообразие в применении средств съемочной техники — наезды, наплывы, затемнения и, наконец, совершенное чувство ритма в монтажных построениях.

Важным техническим новаторством в фильме было то, что все четыре сюжета из разных эпох и разных стран развертывались не отдельно, а одновременно.

Особенности монтажа

Жорж Садуль о монтаже:

Монтаж, использованный как творческий метод, как стилистический прием и почти как мировоззрение, — сущность «Нетерпимости». Большая насыщенность кадров почти исключает движение аппарата. Несколько «трэвеллингов» в первой части фильма подчеркивают значительность декораций.

Монтаж поглотил такое огромное количество пленки оттого, что Гриффит, набросав литературный сценарий, вел съемки без рабочего сценария.

Первоначально Гриффит хотел поставить «Нетерпимость» в 80 частях и выпускать его сериями. Однако для осуществления такого проекта он не нашёл достаточных денежных средств.

Фильм получился в 14 частях, что было по тем временам также необычайным явлением. Фильм имел сложную структуру, сложную систему монтажа. Для своего времени «Нетерпимость» была новаторским фильмом, опередившим по многим показателям дух времени. Современники не могли дать ему правильную оценку.

Гриффит стал основоположником нового подхода к монтажу фильмов. Такой, казалось бы, чисто технический прием, как монтажная склейка, был использован им для фундаментального изменения представления об экранном времени и месте действия. Максимум, на что осмеливались режиссеры до Гриффита — это внутриэпизодный монтаж или монтаж нескольких последовательных эпизодов. Гриффит первым вышел за эти рамки, использовав монтаж для перехода в другие сюжеты, места действия, временные эпохи. В начале фильма каждый такой переход сопровождается текстовым комментарием, оформленным, как страница из книги-фолианта, помогающим зрителю осознать и приготовиться к переходу в новое пространственно-временное измерение. По мере ускорения развития событий во всех сюжетных линиях в конце фильма, Гриффит переходит к прямой монтажной склейке между разнородными эпизодами.

Новаторство привело к огромному перерасходу пленки, а также к тому, что зрители фильм не поняли, и он оказался провальным в коммерческом отношении. Однако фильм вошел в историю, по сути став одним из первых художественных фильмов в современном понимании.

Общий художественный замысел фильма

Главная художественная особенность фильма в том, что в нем затронуты и проиллюстрированы классические христианско-библейские темы, изложенные новым средством — языком кинематографа. Режиссером предпринята достаточно смелая и решительная попытка найти способ решения вековых проблем человечества в современном ему времени и обществе. Важным является то, что в качестве иллюстраций своей главной идеи наряду с драматическими событиями прошлого и библейскими сценами он выбрал также и сюжетную линию, актуальную и хорошо понятную основной массе зрителей — американцев, для которых фильм, прежде всего, создавался. Все художественные, технические, сюжетные и другие, даже не очень значительные, особенности фильма невозможно правильно понять и оценить, если не учитывать общий миссионерский замысел фильма. Режиссер внес множество революционных инноваций, оставшихся навсегда в арсенале кинематографа, именно в попытке создать некий грандиозный кинематографический собор, все составные элементы которого подчинены единому общему замыслу.



Просмотров: 9607


<<< Непрощённый (фильм, 1992)
Нечто из иного мира (фильм) >>>